Статьи

Развитие сенсорной интеграции у детей

Органы чувств обеспечивают получение и первичный анализ информации из внешнего мира, а также внутренних систем человека. Выделяют следующие органы чувств:

  • глаза (зрение),
  • уши (слух),
  • язык (вкус),
  • нос (обоняние),
  • кожа (осязание),
  • вестибулярный аппарат (поддержание равновесия, понимание положения тела в пространстве).


Сенсорная интеграция

Любой внешний раздражитель или действие собственного тела сначала обрабатывается мозгом, далее сигнал передается в нервную систему, которая отвечает какой-либо реакцией. От того насколько она может продуктивно обработать информацию, получаемую из разных каналов, зависит успешность деятельности и развитие человека. Для выстраивания этих взаимосвязей ребенок должен получать разнообразный опыт ощущений и мгновенно рефлексивно на них реагировать. Но по разным причинам могут произойти нарушения в работе органов чувств. Эти нарушения проявляются в задержке развития речи, поведенческих факторах, двигательных функциях, эмоциональной нестабильности, что в дальнейшем может привести к проблемам в учебе и социальной адаптации.

Для коррекции нарушений используют сенсорную интеграцию – это определенный процесс воздействия на мозговую деятельность, направленный на развитие высших психических функций. Использование игровых механизмов в сенсорной интеграции вызывает интерес у ребенка и побуждает его к выполнению действий. Также поможет оборудование для оснащения детских библиотек.

Признаки нарушения сенсорной интеграции у ребенка

  • со стороны зрения: светобоязнь, нежелание смотреть в глаза собеседнику.
  • со стороны слухового аппарата: боязнь громких звуков, отсутствие реакции на обращение, чувство растерянности в людных местах.
  • со стороны вкусовой и обонятельной систем: негативная реакция на запахи или плохая чувствительность к запахам, отказ от некоторых видов продуктов, снижение вкусовых рецепторов.
  • со стороны осязательной функции: низкий болевой порог, отсутствие температурной чувствительности, нетерпимость прикосновений к себе.
  • со стороны вестибулярного аппарата: неловкость движений, проблемы с координацией, неустойчивость, мышечный тонус.

При появлении вышеперечисленных признаков необходимо обратиться к специалисту и провести диагностику дисфункций.

Виды занятий в сенсорной терапии

Для развития:

  • зрительной системы предлагают рассмотреть карточки, книжки, картинки, используют интерактивное оборудование и специальное программное обеспечение;
  • слуха ребенка знакомят со звуками разных музыкальных инструментов, звуками живой природы, работающей техники;
  • вкуса и обоняния ребенку предлагают постепенно познакомиться с новыми продуктами разной консистенции, а потом попробовать их на вкус, учат распознавать различные запахи с помощью игр с мешочками, наполненными различными материалами (кофе, ванилин, апельсиновые корки);
  • тактильных ощущений предлагают игры с сыпучими природными материалами, пальчиковые краски, массажные дорожки, тактильное лото, развивающие коврики;
  • вестибулярного аппарата используют качели, велосипед, самокат, вращающиеся кресла, различные гимнастические упражнения, плавание, бассейн с шариками, гамаки.

Возврат к списку

Запрос на получение ТЗ