Статьи

Особенности предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ отличается определенными ограничениями в жизнедеятельности, вызванными физическими, психическими или сенсорными нарушениями. Это означает, что для его обучения и воспитания требуется создание специальных условий.

Категории детей с ограниченными возможностями здоровья

  • с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
  • с задержкой психического развития (ЗПР);
  • с расстройством аутистического спектра (РАС);
  • со сложными врожденными или приобретенными дефектами.
Развивающая среда детей с ОВЗ

Под специальными понимаются такие условия развития, которые включают в себя:

  • использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения;
  • укомплектованность ДОУ необходимым оборудованием, играми, развивающими дидактическими материалами;
  • привлечение для проведения коррекционных занятий профильных специалистов – логопедов, психологов, дефектологов;
  • тьюторское сопровождение воспитанников с ОВЗ при необходимости;
  • обеспечение беспрепятственного доступа в ДОУ;
  • организация безопасного и комфортного пребывания в стенах ДОУ воспитанников с ОВЗ.

Согласно ФГОС ДО к предметно-развивающей среде предъявляются следующие требования:

  • насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям ребенка;
  • трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации;
  • вариативность предполагает наличие разнообразных игр, материалов, оборудования и периодическую сменяемость игрового материала;
  • доступность предполагает равный доступ всех детей к помещениям, игрушкам, оборудованию, обучающим материалам;
  • безопасность обеспечивает соответствие всех элементов среды требованиям по надежности и безопасности их использования;
  • полифункциональность означает возможность разностороннего использования составляющих элементов среды.

При создании предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении необходимо учитывать рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии для каждой категории детей с ОВЗ.

При нарушениях слуха могут рекомендоваться:

  • занятия с сурдопедагогом, логопедом, психологом,
  • оборудование, необходимое для усиления звука.

При нарушениях зрения:

  • занятия с тифлопедагогом, логопедом, психологом,
  • аудиокниги,
  • рельефнонаглядные пособия.

При нарушениях речи:

  • занятия с логопедом, психологом,
  • логопедическое оборудование для развития речи.

Для детей с НОДА:

  • определение режима нагрузок,
  • смена вида деятельности,
  • режим ношения ортопедической обуви,
  • тьюторское сопровождение,
  • проведение физкультурных пауз.

Для детей с ЗПР:

  • занятия с логопедом, психологом, дефектологом,
  • дидактический материал для развития мелкой моторики и речи,
  • развивающее оборудование со специальным программным обеспечением.

Для детей с РАС:

  • занятия с логопедом, психологом, дефектологом,
  • обязательное зонирование пространства,
  • создание уголка уединения,
  • четкий упорядоченный режим дня,
  • алгоритмичный порядок действий,
  • постепенный ввод новых предметов и понятий,

развивающее оборудование со специальным программным обеспечением.

Все это будет способствовать гармоничному развитию ребенка с ОВЗ в соответствии с его возрастом и возможностями, а также поможет в овладении социально-бытовых навыков и навыков коммуникации, осмыслении картины мира и адекватных представлений о собственных возможностях.


Возврат к списку

Запрос на получение ТЗ