Статьи

ФГОС для детей с РАС

Изучение проблем обучения и развития детей с аутизмом показало, что назрела необходимость пересмотра существующих ФГОС и ФОП в образовании в соответствии с социальными запросами государства, общества, родителей «особенных» детей. При разработке адаптивных образовательных программ начального общего образования для обучающихся с РАС были учтены их особые образовательные потребности, которые связаны со спецификой их восприятия окружающего мира и заключаются в следующем:

  • постепенное расширение образовательного пространства (дозирование объема, а также сложности учебного материала, начинать с тех уроков, где ребенок чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным);
  • психолого-педагогическая поддержка ребенка и его семьи (помощь в преодолении трудностей в развитии, социализации, адаптации в учебном коллективе);
  • учет работоспособности ребенка (дозирование ввода новизны и трудностей, приоритет в выборе заданий отдается тем, с которыми он легче справляется);
  • специальная организация учебной среды (индивидуальная, с опорой на карточки подача заданий, сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, упорядоченная пространственно-временная организация образовательной деятельности);
  • особый стиль учебного взаимодействия (визуализация режима дня, правил жизни в школе, расписания, иной важной информации, использование игровой формы предъявления нового материала);
  • организация занятий коррекционно-развивающей направленности (с дефектологом, логопедом, психологом, социальным педагогом).

Такой подход обеспечивает вариативность содержания образования в зависимости от индивидуального потенциала развития детей с РАС. Образовательная модель подбирается под каждого учащегося в зависимости от его особенностей и потребностей. Выбор формы получения образования осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного обследования ребёнка.

Формы школьного образования, показанные детям с аутизмом

1 вариант. Пребывание и обучение в среде обычных здоровых сверстников; стандартные сроки освоения образовательной программы; организация образовательной среды с учетом особых потребностей ученика с РАС, включая специальную необходимую помощь.

2 вариант. Пребывание и обучение в среде сверстников с похожими проблемами здоровья и ограничениями возможностей; пролонгированные сроки освоения ООП; планомерная поэтапная работа специалистов по расширению жизненного опыта и социальных контактов; развитие жизненных компетенций.

3 вариант. Обязательная организация специального обучения и воспитания, ориентированного на детей с множественными нарушениями развития; уменьшена образовательная составляющая, расширено освоение жизненных компетенций.

4 вариант. Индивидуальный уровень конечного результата начального образования; обязательная индивидуальная образовательная программа в соответствии с возможностями ребёнка; исключение изоляции от образовательной системы.

Допускается сочетание различных форм получения образования (электронное обучение, дистанционные образовательные технологии) и форм обучения (очная, очно-заочная, заочная).


Возврат к списку

Запрос на получение ТЗ